Поиск
| ||
| ||
Статьи и обзоры |
Российский рынок Auto-ID – есть ли жизнь после санкций?
23.12.2022
Елена Астафьева Эксперты рынка подвели итоги года и обсудили перспективы Участники конференции, организованной в конце ноября интернет-порталом ID Expert, говорили о том, что происходит сейчас на рынке, как они видят его перспективы. Приводим основные тезисы, высказанные экспертами.КАК ИЗМЕНИЛСЯ РЫНОК ОБОРУДОВАНИЯ До начала событий этого года, которые полностью изменили мировой политический и экономический ландшафт, российский рынок систем автоматической идентификации уже успел оправиться от последствий пандемии и демонстрировал устойчивый рост. Андрей Хаустов, в недавнем прошлом сотрудник российского представительства компании Zebra Technologies, а в настоящее время руководитель направления развития ключевых клиентов компании "АТОЛ", отмечает, в 2022 году Zebra в России планировала продать более 100 тысяч мобильных компьютеров, и впервые с открытия офиса в России оборот компании должен был превысить 100 млн. долларов. При этом он оценивает перспективы рынка в целом на начало года - более 200 тысяч устройств мобильных компьютеров (ТСД). По его мнению, потребность в остальных 50 тысячах устройств могла покрыть Honeywell, и остальной объем распределился бы между другими участниками рынка. «Zebra и Honeywell давно работали на рынке, занимали каждый свою нишу, и конкуренции у них практически не было. Теперь эти компании ушли. Ушли навсегда. Если они вдруг захотят вернуться, не думаю, что кто-то захочет работать с компаниями, которые вот так просто взяли и отозвали все лицензии и сервисные контракты, поставив под удар большие бизнесы». Напомним, что продукция Zebra Technologies покрывала весь спектр технологий Auto-ID, включая штриховое кодирование и радиочастотную идентификацию (RFID). Андрей Скворцов, генеральный директор компании ОКТРОН: «Компания ОКТРОН создавалась с ориентацией на китайских вендоров под ожидаемый кризис. Я считаю, что неверно утверждать, что сейчас, когда ушли американские компании, на рынке не появилось новых имен. Я считаю, что Chainway, который мы продаем, это новое имя. Просто мы его вовремя вывели на рынок в 2018 году, а не впопыхах. Рынок уже знает, что такое Chainway, поэтому нам было легко заместить существенную часть того, что не поставила Zebra. Если говорить про конкуренцию, то, пожалуй, самую сильную конкуренцию мы сейчас ощущаем со стороны южнокорейских производителей. То есть, несмотря на то, что Южная Корея официально присоединилась к санкциям, она по-прежнему остается на рынке и достаточно интенсивно и усердно старается продавать». ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ УСТРОЙСТВ Андрей Хаустов, руководитель направления развития ключевых клиентов компании "АТОЛ": «Импортозамещение уже происходит. Сейчас это чаще всего разработка устройств совместно с китайскими компаниями. У «АТОЛА» есть своя линейка терминалов сбора данных Smart, и у компании большие планы по новым разработкам, которые в течение ближайших лет будут реализованы. АТОЛ по итогам 2021 года входит в число крупнейших поставщиков терминалов сбора данных и Auto-ID оборудования на российском рынке, и уход западных компаний создает новые возможности для дальнейшего роста». Андрей Скворцов, генеральный директор компании ОКТРОН: «По поводу производства российских продуктов. Я уже не раз говорил, что я не вижу смысла в разработке отечественных продуктов в ближайшей перспективе. Локализация сборки имеет смысл, но что касается создания новых продуктов, то это нерентабельно, так как R&D имеет очень долгую окупаемость. Я считаю, что R&D нужно делать в масштабе многих стран. Россия на сегодняшний день за короткий срок такие инвестиции окупить не сможет, а долгосрочные вложения – это скорее альтруизм. В России уже выполняется сборка устройств Chainway. Желающие обращаются к нам в ОКТРОН, мы помогаем организовать процесс сборки под строгим контролем качества со стороны Chainway. Полностью российских продуктов не будет еще долго. И, как следствие, российские бренды, которые будут появляться, будут суббрендами». Анатолий Резник, директор по прикладным изделиям РЧ-идентификации АО «Микрон»: «Компания Микрон не занимается производством терминалов. Она занимается разработкой и выпуском микросхем, которые нужны функционирования современных электронных устройств. RFID терминалами мы занимаемся совместно с партнерами. Мы всегда говорили о том, должны быть отечественные считыватели или хотя бы считыватели отечественной сборки. Наши партнеры уже имеют все R&D по считывателям отечественной разработки с использованием отечественных и импортных комплектующих. Сделаны опытные партии. По функциональности эти устройства ничем не хуже импортных. Обеспечивают дальность считывания до 50 метров (при наличии высокочувствительной метки). Наши партнеры готовы к массовому выпуску этой продукции, когда для этого настанет соответствующий момент». Виталий Войцехович, заместитель коммерческого директора компании «РСТ-Инвент»: «Мы давно разрабатываем и производим свои продукты. Первый наш настольный считыватель мы разработали и произвели еще в 2005 году, и периодически совершенствуем его. Он успешно конкурировал с западными брендами, сейчас успешно конкурирует с Китаем. Так же мы производим портальные RFID считыватели и различные аппаратно-программные комплексы. Что касается сборки мобильных считывателей, то мы это делаем под какие-то конкретные проекты. Но, как уже отмечалось, необходимы большие инвестиции на R&D и на продвижение продуктов. И это пока является сдерживающим фактором, например, для выпуска стационарных считывателей». ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ НА РЫНКЕ RFID МЕТОК Анатолий Резник, директор по прикладным изделиям РЧ-идентификации АО «Микрон»: «Что касается чипов RFID. На сегодняшний день мы имеем собственные UHF чипы, и планируем начать их массовый выпуск уже в следующем году. Через два года мы планируем выпустить новый UHF RFID чип, который будет не хуже Impinj R2000. Что касается HF RFID (13,56 МГц), то здесь у нас уже давно есть весь набор микросхем – этот рынок мы закрываем полностью». Максим Селиванов, директор департамента технологий сохранности ГК «Силтэк»: «Особых проблем с чипами мы не испытываем, в том числе благодаря многолетнему сотрудничеству с «Микроном». Стратегия «Силтэк» в том, чтобы соответствовать ожиданиям заказчиков из разных отраслей, создавая продукты с определенным назначением, под конкретные задачи. Правильность такого подхода подтверждается растущим объёмом продаж. На рынке России, в 2022 году, «Силтэк» реализовал миллион RFID-идентификаторов различных типов для маркировки объектов во многих секторах экономики, в следующем году мы намерены эту цифру удвоить». Виталий Войцехович, заместитель коммерческого директора компании «РСТ-Инвент»: «Безусловно, таким компаниям как «Силтэк» проще, т.к. они могут использовать инлей любого производителя для корпусирования. Но мы производим непосредственно сами инлеи. И, безусловно, как и другие производители инлеев, из-за пандемии мы испытывали нехватку чипов. И только производители чипов начали наращивать объемы производства, как февральские события в очередной раз ударили по поставкам. Три всем известных производителя чипов NXP, Impinj и Alien прекратили поставки в Россию. Но мы оперативно перешли на корейские чипы и не испытали проблем, т.к. на время налаживания новых цепочек поставки у нас был запас. Отдельно хочется отметить, что корейские чипы ничуть не хуже по характеристикам чипов выше указанной тройки. Ну, и, конечно, мы с нетерпением ждем массового производства чипов от «Микрона». О ПРОЕКТАХ Участники дискуссии отметили, что в первые месяцы экономических потрясений действительно наблюдалось падение спроса в коммерческом секторе за счет приостановки проектов, под которые заказывалось оборудование. Но рынок быстро адаптировался к новым условиям, и сейчас спрос постепенно восстанавливается. Как и в прошлом году, растет рынок производственной автоматизации, интернет-торговли, открывают магазины новые ритейлеры, которые приходят в Россию на место ушедших игроков. Андрей Хаустов, руководитель направления развития ключевых клиентов компании "АТОЛ": «Что касается отложенного спроса, то он был связан не с уходом Zebra и Honeywell с рынка. Основными потребителями продукции Zebra и Honeywell были розничные предприятия. Если смотреть историю развития Auto-ID в России, то эта отрасль всегда была локомотивом. Потом стали появляться распределительные центры, которым требовалась уже другая техника и другой софт. Дальше Auto-ID пошли в цепочки поставок производственных предприятий, в первую очередь с иностранным участием, в транспортные компании. Но 50% Auto-ID все равно продавалось в ритейл. И ритейл столкнулся с гораздо худшими проблемами, чем уход Zebra и Honeywell. Они потеряли полностью ИТ-инфраструктуру, начиная с сетевой инфраструктуры и, кончая серверами. Сейчас похоже на то, что ритейл решил эти проблемы или находится на пути к их решению». Максим Селиванов, директор департамента технологий сохранности ГК «Силтэк»: «Рынок RFID зреет, спрос вырос кратно. Появились потребители, которые осознали, что свое имущество нужно сохранять. Потому что покупать его не только дорого, но и не всегда возможно. Сейчас стоит задача сохранить активы. Думаю, что все, что связано с обеспечением деятельности предприятий и бизнесов, постепенно будет переходить на RFID. Машиностроение придет к этому точно. Уже сейчас конструкторские бюро с нами консультируются, и мы совместно решаем задачи изменения стандартов и конструкторской документации, чтобы уже при проектировании изделия было предусмотрено посадочное место для RFID-метки. Еще мы наблюдаем тренд соединения идентификации с безопасностью в дешевом варианте исполнения». Виталий Войцехович, заместитель коммерческого директора «РСТ-Инвент»: «Мы наблюдаем рост в fashion сегменте. Хотя Decathlon и Adidas ушли, приходят новые игроки, которые используют RFID - это и российские, и зарубежные компании. Растет спрос на RFID технологию у компаний, которые производят и продают спецодежду и средства индивидуальной защиты. Новый виток развития получило внедрение RFID-систем в библиотеках. Этому способствовала правительственная программа, на которую библиотеки получили дополнительное финансирование на развитие и внедрение новых технологий. Растет спрос на маркировку оборотной тары в различных отраслях». Участники конференции также отметили, что государственные программы обязательной маркировки также поддерживают спрос на Auto-ID продукты в связи с необходимостью модернизацию инфраструктуры и процессов организаций. Подписывайтесь на наши новости в Telegram: https://t.me/idexpert Читайте нас на VK: https://vk.com/idexpert_ru Рейтинг статьи
Оставить комментарий
Продукты автоматической идентификации
Все продукты >>> |
Проекты и решенияСобытияОпросКомментарии |
© 2009, ID-EXPERT Cообщество профессионалов в области ID Является средством массовой информации (18+) Разработка сайта "Агентство АСДК" |
|